Встречаются случаи, когда объект недвижимости нужно не поставить на учет, а снять с него. Чтобы эта процедура не стала слишком обременительным и хлопотным делом, важно знать, как правильно все сделать, какие документы потребуются и куда обратиться. Вот об этом вы сегодня и узнаете.
Для чего это нужно?
Любое недвижимое имущество должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в единой базе. Но случаются ситуации, когда этот факт становится обременительным. Если ваш частный дом сгорел или обрушился, налоги придется платить не только за участок, но и за строения на нем. Но построек, как таковых, уже нет. Чтобы избежать лишних трат, нужно обратиться в соответствующие инстанции и получить разрешение не платить налоги за отсутствующий объект недвижимости.
Следует обратиться в Росреестр со всеми подтверждающими справками для доказательства факта разрушения дома или другого строения, облагаемого налогом с помощью подачи заявления.
В каких случаях нужно провести процедуру снятия объекта с кадастрового учета?
Есть несколько различных ситуаций, когда требуется снять с учета недвижимое имущество. В некоторых следует потом снова поставить видоизмененный объект на учет в Росреестре.
- Постройка демонтирована по каким-либо причинам – после пожара, для строительства нового здания, для освобождения площади, за ненадобностью.
- Снятие с кадастрового учета происходит по решению суда.
- Были проведены работы, которые в значительной степени изменили характеристики объекта.
О последнем случае следует поговорить отдельно. К существенным изменениям относятся объединение двух и более построек в одну, наоборот – разделение единого объекта на части, изменение площади землевладения, сдвиг границ постройки.
Причины снятия с кадастрового учета могут быть разными для различных типов недвижимого имущества.
- Земельные участки подвергают этой процедуре в случае изменения границ – объединения нескольких в один, разделения участка на две и более частей, а также в случае, если записи о правах владельца нет в архивах (действует для недвижимого имущества, временно зарегистрированного в реестре до 1 марта 2008 года).
- Дома снимают с учета при полном или значительном уничтожении конструкции, сносе по каким-либо причинам, изменении конфигураций, соединении или разделе построек капитальным образом.
- В случае с квартирами действуют следующие факторы – объединение или разделение объектов, любое изменение границ на архитектурном плане, снос всего здания или уничтожение его вследствие природных или иных причин.
В любом случае для подтверждения статуса объекта его потребуется снять с кадастрового учета.
Первым шагом станет составление акта обследования объекта. Составить этот документ может только квалифицированный кадастровый инженер. Воспользоваться его услугами можно, обратившись в частную организацию или БТИ.
Кроме исследований, проведенных инженером, потребуются три основных документа:
- справка, подтверждающая произошедшее стихийное бедствие или другие факторы, повлиявшие на состояние объекта;
- решение компетентных лиц о сносе, аварийном состоянии (если речь идет о квартире или доме);
- если был произведен демонтаж – письменное заявление об этом от владельца объекта.
Специалист из кадастрового бюро составляет акт, после чего направляет его в Росреестр. Также на этом этапе создается копия акта, которую отдают владельцу объекта.
Порядок снятия недвижимого имущества с кадастрового учета
Когда акт уже составлен, можно приступать непосредственно к самой процедуре. Снять объект с учета можно двумя способами – в административном или судебном порядке.
Первый вариант подойдет для тех владельцев недвижимости, которые уверены, что в отношении имущества не существует ограничений и обременений. Тогда все действия можно выполнить, не прибегая к суду. Подготовьте пакет документов и подайте его в Росреестр. Более того, это можно сделать и дистанционно, на сайте организации. Но для подписания документов и заявлений в этом случае потребуется ЭЦП – электронная цифровая подпись.
Для подачи заявления потребуются следующие документы:
- удостоверяющий личность документ – паспорт, водительское удостоверение и т. д.;
- заявление (пишется согласно принятым стандартам);
- акт обследования.
Кроме того, могут понадобиться документы, подтверждающие право собственности, документ из муниципалитета (в случае если речь идет о земельных участках).
Госпошлин для этой процедуры не предусмотрено, оплатить придется только работу кадастрового инженера.
Если административный порядок снятия объекта с кадастрового учета не подходит, придется обратиться в суд. В этом случае также необходимо предоставить ряд документов:
- исковое заявление;
- документ, удостоверяющий личность истца;
- документация, подтверждающая право собственности;
- акт обследования и все необходимые справки касательно статуса объекта;
- квитанция оплаты государственной пошлины.
В процессе судебного разбирательства могут потребоваться и другие документы.
Чтобы избежать ненужных и бесполезных процедур, перед снятием недвижимости с учета стоит проконсультироваться у юриста, имеющего практику подобных дел.